raevskii.ru

Среднее образование Коля Раевский получил в Каменец-Подольской классической гимназии, которую окончил с золотой медалью в 1913 году. В выборе будущего рода деятельности он нисколько не сомневался. Страсть к энтомологии проснулся в Раевском еще в раннем детстве. Тогда, в своих полуребяческих погонях за особенно интересным и необычным жуком или бабочкой, юный Николай Алексеевич и помыслить не мог, что именно с этим поприщем во многом свяжет в будущем свою жизнь. Однако, интерес и правда был сильный и серьезный. Об этом говорит и тот факт, что Раевский самостоятельно начал осваивать латынь еще до поступления в гимназию — чтобы читать латинские названия насекомых. Во многом такому научному, глубокому и дисциплинированному подходу способствовало и общение со старшими товарищами по увлечению, братьями Якубовскими. Вася и Юзя никогда не пренебрегали общением с младшим, и их благотворное влияние сыграло большую роль в становлении характера Раевского и его отношения к научной работе. Захваченные общей деятельностью, ребята проводили за изучением мира насекомых недели подряд. Николай Алексеевич с глубокой признательностью вспоминает те вечера, которые они «просиживали за определителем жуков Рейтера» — такие скучные для окружающих, но такие значимые и исполненные смысла для начинающих исследователей.

Из воспоминаний Раевского:
«Французский язык в младших классах преподавала Ольга Акимовна Орловская. Она приехала к нам в 1906 году из Парижа, где провела несколько лет. Орловская отлично говорила по-французски и вполне могла заменять настоящих француженок. Это была немолодая уже по понятиям того времени барышня лет тридцати семи-тридцати восьми в момент своего приезда. Ее несомненными достоинствами был ум, тактичность и хорошие способности преподавательницы. Ольга Акимовна была настойчива и довольно строга, но неизменно корректна. В глазах мальчишек, какими мы были в момент ее приезда, у Орловской был крупный, очень крупный недостаток. Она была некрасива. Худощавая, нездоровый цвет лица, длинный нос, в особенности этот несчастный длинный нос. Словом, мальчишки сейчас же придумали для Ольги Акимовны зоологическое прозвище, которое я не хочу приводить, тем более на то животное, названием которого ее в разговорах, конечно между собой, между мальчиками, ее часто называли, это животное решительно не было на нее похоже. На первых порах ей пробовали устраивать разные гимназические каверзы. Уже на второй год ее работы кто-то из гимназистов умудрился подсунуть ей в дамскую сумочку огромного жука-оленя. Вероятно, в классе многие знали об этой глупой шутке, подготовленной, конечно, заранее. Смотрели, что-то сделает Ольга Акимовна, когда увидит жука в своей сумке. Она спокойно, с большой выдержкой взяла жука за безопасную спинку, рассмотрела его и выбросила в окно, сказав при этом, уже по-французски, большинство мальчиков кое-что понимали, Ольга Акимовна сказала: – Господа, как вам было не стыдно мучить это интересное насекомое.
Села на кафедру, открыла журнал и спокойно, и методично начала урок. Постепенно попытки ее дразнить прекратились. Ольга Акимовна была женщина довольно суховатая, может быть поэтому при всех своих несомненных достоинствах она не снискала любви учеников, но в гимназии все ее уважали.»
Именно это, уже недетское к тому времени увлечение, приводит Николая Раевского на Естественное отделение физико-математического факультета Петербургского Университета. Успешно занимаясь в университете, Николай Алексеевич одновременно успевает работать в энтомологических фондах Зоологического Музея Императорской Академии Наук благодаря чему, уже после окончания первого курса он смог опубликовать две научные статьи в весьма престижном научном журнале.