«Медик поневоле»
Так сложилась судьба Николая Алексеевича Раевского, что длительное время ему пришлось заниматься медицинской деятельностью.
Сначала, после вынесения приговора в 1945 г., в пересылочных тюрьмах и лагерях … Из воспоминаний Раевского: «С детства я всегда интересовался медициной, но никогда не собирался быть врачом. Меня отталкивала от этой профессии именно необходимость возиться с трупами. И вот теперь бывший биолог, бывший артиллерист, бывший почти писатель со стеклянной палочкой в руке с интересом копался в разложенных на застекленном столе человеческих внутренностях. Да, это было так… Передо мной были не покойники. Передо мной был просто более или менее интересный, а порой, надо сказать, и очень интересный анатомический материал». Однажды, заразившись при очередном вскрытии, Раевский тяжело заболел осложненной дизентерией, к которой позже присоединилась еще цинга и так называемая «куриная слепота», как результат сильного авитаминоза.
Потом, по прибытии в Минусинск в 1950 г., Николай Алексеевич отправился в горздравотдел и подаёт прошение на назначение в клиническую лабораторию. Раевского назначают фельдшером в городскую больницу. Работал он в больничной лаборатории, в его обязанности поначалу входил лишь забор крови для анализов. «Я единственный лаборант с ученой степенью в районной лаборатории, на всем огромном пространстве от Ледовитого океана до Монголии», — напишет он позже. Довольно быстро Раевский снискал уважение в среде коллег, и его приглашают выступать на медицинских конференциях с научными докладами. В частности, Раевский смог сказать свое научное слово в вопросе о лейкемоидных реакциях и лейкозах, в то время неизвестных большинству врачей. За одиннадцать лет работы в Минусинске он выявил сорок случаев лейкоза крови, практически не поддающегося клиническому диагностированию.
Как ученый-биолог с докторской степенью и переводчик-полиглот, Н.А. Раевский внес весомый вклад в сохранение и популяризацию достижений казахстанской хирургии. В начале 1960-х Н.А. Раевского приглашает работать директор Клинической и экспериментальной хирургии академик Александр Николаевич Сызганов. Николай Алексеевич, работая в институте, создал обширную библиографию работ по щитовидной железе на восьми иностранных языках, подготовил и составил сборник «Очерки по истории хирургии Казахстана». Осуществляя идею А.Н. Сызганова, Раевский принял самое активное участие по созданию музея по истории хирургии Казахстана.
На фотографии: Н.А. Раевский. На обратной стороне фотографии надпись: «Я — и.д. зав музеем института кл. и эксп. хирургии. Алма-Ата».